ФЭНДОМ

600px-Yandex svg.png

Российская ИТ-компания, владеющая одноимённой системой поиска в Сети и интернет-порталом. Поисковая система «Яндекс» является четвёртой среди поисковых систем мира по количеству обработанных поисковых запросов (свыше 6,3 млрд в месяц на начало 2014 года). По состоянию на 5 июля 2015 года, согласно рейтингу Alexa.com, сайт yandex.ru по популярности занимает 19-е место в мире и первое место в России. Поисковая система Yandex.ru была официально анонсирована 23 сентября 1997 года, и первое время развивалась в рамках компании CompTek International. Как отдельная компания «Яндекс» образовалась в 2000 году. В мае 2011 года Яндекс провёл первичное размещение акций, заработав на этом больше, чем какая-либо из Интернет-компаний со времён IPO поисковика Google в 2004 году. Приоритетным направлением компании является разработка поискового механизма, но за годы работы «Яндекс» стал мультипорталом. В 2013 году «Яндекс» предоставляет более 50 сервисов. Некоторые из них — Яндекс.Поиск, Яндекс.Карты, Яндекс.Маркет, Поиск по блогам, Яндекс.Пробки — доминируют на рынке. Головной компанией холдинга является зарегистрированное в Нидерландах в 2004 году акционерное общество Yandex N.V., акции которого обращаются в основном на NASDAQ с более 50 % free float на 2014 год.

ИсторияПравить

В 1989 году предприниматель и программист Аркадий Волож основал фирму CompTek, продававшую персональные компьютеры и занимавшуюся автоматизацией рабочих мест. Также Волож интересовался алгоритмами обработки данных, и его заинтересовала возможность написания приложения, которое могло бы осуществлять поиск информации в больших объёмах текста, учитывая морфологию языка. Совместно со специалистом по компьютерной лингвистике Аркадием Борковским он основал в 1989 году компанию «Аркадия». После 1990 года сотрудники «Аркадии» написали информационно-поисковые системы «Международная классификация изобретений» и «Классификатор товаров и услуг». В последующие три года они продавались НИИ и патентным организациям. Слово «Яndex» придумали Илья Сегалович, директор «Яндекса» по технологиям, и генеральный директор компании — Аркадий Волож. Илья выписывал разные производные от слов, описывающих суть технологии. В результате появился вариант «yandex» — Yet ANother inDEXer («ещё один индексатор»). В 1993 году «Аркадию» присоединили к CompTek, в которую ранее пришёл школьный друг Воложа программист Илья Сегалович. В том же году была создана программа для поиска на жёстком диске компьютера. Программу назвали «Yandex». Сотрудничая с Институтом проблем передачи информации, CompTek создала словарь с поиском, который учитывал морфологию русского языка. В 1994 году был создан «Библейский компьютерный справочник».

В 1995 году было принято решение об использовании поискового приложения для сети Интернет. Сначала оно работало с ограниченным числом ресурсов, а позже со всем русскоязычным сегментом Интернета. Официально поисковая машина Yandex.Ru была анонсирована 23 сентября 1997 года на выставке Softool. «Яндекс» не был первой поисковой машиной в России: в 1996 году появился «Рамблер», а ещё раньше, в декабре 1995-го, — Altavista, причём последняя имела самый производительный на тот момент сервер и отличалась самой высокой скоростью работы среди конкурентов, обрабатывая миллионы запросов в день. Через два месяца после yandex.ru анонсировали поисковую систему «Апорт» (хотя впервые её продемонстрировали ещё в феврале 1996 года). К середине 1999 года «Яндекс» был в семёрке популярнейших сайтов рунета; выручка «Яндекса» как отдела CompTek’а в этом году составляла 72 тыс. долл

В апреле 2000 года фонд ru-Net Holdings приобрёл 35,72% акций «Яндекса» за $5,28 млн. В число акционеров вошли также менеджеры и ведущие разработчики поисковой системы. Генеральным директором стал Аркадий Волож. В результате компания «Яндекс» вышла из состава CompTek и обрела самостоятельность. В этом же году «Яндекс» первым из российских интернет-бизнесов запустил рекламную кампанию на телевидении, слоган которой, «Найдётся всё!» — стал крылатым выражением и навсегда закрепился на логотипе компании. В 2001 году объявлен запуск новой версии поисковой машины: улучшился поиск ссылок, стала производиться морфологическая коррекция запроса, введён «взвешенный индекс цитирования» и повысилась точность и скорость поиска. В этом же году «Яндекс» обогнал «Рамблер» и с тех пор держит первое место в российском сегменте Интернета. В том же 2001 году появляется система контекстной рекламы «Яндекс.Директ». Система быстро стала основным источником прибыли в компании: в 2002 году «Яндекс» выходит на самоокупаемость, а в 2003 году выплачивает акционерам дивиденды, общая сумма которых составила $100 тыс.. В 2005 году компания впервые выходит за пределы России, открывая представительство на Украине. Одновременно с открытием филиала в Одессе появляется портал www.yandex.ua. Впоследствии, в 2006 году в Санкт-Петербурге и в 2007 году в Екатеринбурге и Киеве появились офисы разработки, а в 2009 году в Екатеринбурге и в 2010 году в Новосибирске — офисы продаж. Кроме того, в 2008 году в Калифорнии была зарегистрирована дочерняя компания «Яндекса» — Yandex Laboratories (Yandex Labs). В 2008 году была запущена казахстанская версия портала «Яндекса», а в 2010 году — белорусская. В том же году компания открыла офис в Казани; главная страница портала, некоторые сервисы и поиск стали доступны как на русском, так и на татарском языке. Таким образом, возможности поиска в процессе работы с региональными ресурсами постепенно расширились.

В 2007 году состоялось первое крупное поглощение «Яндекса» — была куплена социальная сеть профессионалов «Мой Круг» примерно за $1,5 млн. Крупное приобретение имело целью сделать более социальными прочие сервисы «Яндекса»; сразу после покупки сайт был перенесён на собственные дата-центры компании. В 2010 году «Яндекс» открывает www.yandex.com — сайт для поиска по зарубежному сегменту Интернета, который также является тестовой площадкой для обкатки новых дизайнерских и инженерных решений. Одновременно на обычной версии сайта появилась кнопка «в мировом интернете», которая появляется над результатами поиска в случае иноязычного запроса. Нужно отметить, что индексировать и добавлять в поисковую выдачу сайты на других языках «Яндекс» начал ещё в 2008 году. Обслуживанием англоязычного поиска занимается калифорнийское отделение Yandex Labs.

24 мая 2011 года состоялся выход «Яндекса» на высокотехнологичную биржу NASDAQ. В ходе первичного размещения акций «Яндекс» привлёк $1,3 млрд (второй результат за всю историю наблюдений, после Гугла с его $1,67 млрд). В целом компанию оценили в $8 млрд, что в 500 раз превышает её первоначальную стоимость в 2000 году. Размещение акций планировалось ещё в 2008 году, но было отложено из-за всемирного кризиса. Десятки сотрудников компании стали миллионерами. 3 июня 2014 года акции компании прошли листинг и на Московской бирже. 20 сентября 2011 года «Яндекс» открывает портал в Турции. Поисковая система локализована для турецкоязычного пользователя, учитывает морфологию, понимает синонимы и исправляет опечатки. Полностью локализованы службы Почта, Новости, Перевод, Карты (в том числе Пробки и Панорамы) и другие, есть и уникальные сервисы. Это первый опыт «Яндекса» в не говорящей на русском стране; для завоевания нового рынка была открыта штаб-квартира с 50 сотрудниками.

В 2012 году выходит Яндекс.Браузер. Вскоре программа получает турецкую и украинскую локализации. С версии 1.1 начинается его рекламная кампания на ТВ. В мае 2012 года в Государственной Думе Российской Федерации появился законопроект, в котором «Яндекс» и «ВКонтакте» признаются стратегическими предприятиями как общенациональные трансляторы информации. Ещё в 2009 году Президент России Дмитрий Медведев инициировал покупку «Сбербанком» «золотой акции» «Яндекса» с целью избежать попадания предприятия общегосударственной важности в руки иностранцев. В том же 2012 году «Яндекс» обогнал «Первый канал» по численности ежедневной аудитории, что сделало российский интернет-гигант лидером отечественного медиарынка. В 2013 году Яндекс подтвердил этот статус, обогнав «Первый канал» по выручке. В феврале 2013 года «Яндекс» оказался впереди «Майкрософта» по числу поисковых запросов, заняв таким образом четвёртое место в рейтинге мировых поисковых систем (после Google, Baidu и Yahoo!). Рост произошёл за счёт российского рынка. В целом «Яндекс» является самым быстрорастущим поисковиком из первой десятки. В июле 2013 года глава «Яндекса» Аркадий Волож объявил о планах своей компании выйти за пределы Интернета и открытии в будущем сервисов в других отраслях. 1 сентября 2014 года Аркадий Волож ушёл с поста генерального директора российского сегмента «Яндекса», новым генеральным директором с 1 сентября стал Александр Шульгин. При этом А. Волож остаётся на посту генерального директора всей компании.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики